Какие этапы жизненного пути боеприпаса наиболее опасны? Практика показывает, что всевозможные манипуляции ним, а особенно — погрузочно-разгрузочные работы.
Автомобили, а уж тем более поезда попадают в серьезные аварии сравнительно нечасто, а вот чтобы фуру(или вагон) погрузили и разгрузили, ничего ни разу не уронив, — такие чудеса редки. И если уронили с полуметра палетту с холодильниками — то это максимум потеря денег, а если уронить таким образом что-то взрывчатое — то и претензий предъявить некому будет. Опять же, в цивилизованном мире грузчики на таких работах хотят очень много денег, что и неудивительно.
В общем, совокупность технических и экономических факторов вместе с резким ростом оборота взрывчатых веществ во время Второй Мировой и породили спрос на транспорт, способный возить ВВ и боеприпасы «от двери до двери» без промежуточных перевалочных работ.
И тут подсуетился некий мистер Эванс из Детройта, еще в середине тридцатых создавший систему, позволяющую гонять автобусы по железнодорожной колее, а главное — менять тип хода с железнодорожного на шоссейный и обратно — буквально одним пальцем.
Так вот, в 1941 году он предложил военным и промышленникам свой «двухсредный» автопоезд. Состоящий из грузовика-мотовоза и двух прицепов-вагонов, тот мог перевозить впечатляющие по тем временам 90 тысяч фунтов (40 823 кг) достаточно плавно и безопасно, — а для сокращения путевых расходов мог встать на рельсы и катиться по ним. При этом плавность и мягкость хода обеспечивалась все теми же надувными колесами. Железнодорожные же катки поднимались и опускались с помощью пневмопривода, так что заход на колею и сход с нее производился легко и просто.
Такой автопоезд отработал свое сравнительно успешно, но остался в единственном числе, так и не став массовым. Видимо, сложность решения (и сопутствующая ему цена) оказались слишком велики, несмотря на все преимущества, обеспечиваемые системой «от двери до двери». Впрочем, идея не умерла и в послевоенные годы возродилась на новом техническом уровне. Но для боеприпасов такие автопоезда сегодня не используют.
На снимке — тот самый исторический бомбовоз.
По материалам strangernn.livejournal.com