Смерть вагонов нью-йорского метро — впечатляющее зрелище.
Это настоящее путешествие. Сначала с вагонов демонтируют всё: тележки, стёкла, двери, обшивку и оборудование. Сливают технические жидкости, удаляют опасные материалы. Затем обрабатывают вагоны паром для дезинфекции. Погружают на баржу и везут в последний путь. К океану.
И там, в сорока километрах от берега, старые вагоны сбрасывают в воду. За 15 лет таким способом утилизировали уже 2 580 вагонов. Благодаря этому сэкономили порядка $12 миллионов.
Вагоны топили по всему американскому побережью — от Нью-Джерси до Джорджии.
Эта идея возникла у MTA, нью-йоркской транспортной компании, когда потребовалось утилизировать большой парк поездов, выпущенных в 1960-х годах. Обычная утилизация MTA не подходила: при производстве вагонов использовали асбест, поэтому стоимость утилизации возрастала в разы. Тогда их решили топить. MTA убедили правительство, что асбест вреден лишь при контакте с воздухом. В воде он — как утверждается — теряет опасные свойства. «Три тысячи вагонов не загрязнят, даже поспособствуют развитию фауны», — утверждало руководство компании.
Тогда вагоны и стали сбрасывать в воды Атлантики. И фауна и правда начала развиваться: так, неподалёку от штата Делавэр есть искусственный риф Redbird. Он возник после потопления вагонов серии Redbird, чьи борта были окрашены в тёмно-красный цвет. Затопили 714 вагонов, 86 танков и бронемашин, 8 буксиров и барж и порядка 3 000 тонн колёс от грузовиков.
За 7 лет популяция рыб возрастала там в 4 раза.
Вопрос к вам. Как думаете, как московское метро избавляется от старых, списанных вагонов?