.png)
Он вообще не должен был взлететь. Инженеры и конструкторы-эксперты заявляли все как один: он не поднимется. А если поднимется — не полетит.
Ошиблись. Все до единого. И в сентябре 1962 года в небо вышел один из крупнейших в мире транспортных самолётов, один из самых необычных и странных — Boeing B-377. Гуппи. Беременный Гуппи.
Выглядит чудовищно, габариты — под стать: 43 метра в длину, 47 — размах крыльев, грузоподъёмность — 24 тонны, полезный объём транспортного отсека — 1100 кубических метров.
Но зачем понадобилось такое пугало? О, конечно, для логистики.
Начало 1960-х. Мир следит за космической гонкой СССР и США. В 1962-м Кеннеди объявляет: и восьми лет не пройдёт, как Америка достигнет Луны! И НАСА разворачивает программу «Сатурн».
Ракеты готовы. И тут возникает проблема: транспортировка. Как их переместить из Калифорнии через Панамский канал во Флориду, а затем на площадку сборки?.. О логистике вовремя не задумались, а по морю перевозить — нерентабельно: ракеты путешествовали по 18-20 дней, и нередко компоненты ступеней повреждались в дороге.
Ситуацию спас Джон Конрой, бывший пилот ВВС США, — отец Супер Гуппи. Как он предположил, секции ракет можно — и нужно — перевозить по воздуху. Для этого нужен был объёмный транспортный самолёт, и чтобы такой создать — Конрой купил несколько подержанных Боингов B-377.
Сказано — сделано. Прежде всего, он удлинил фюзеляж самолёта. Как именно? Вырезал фюзеляж другого судна — и вставил его сразу за крылом. После нескольких пробных полётов (самолёт не разбился и даже держался в воздухе уверенно) Конрой сделал надстройку над фюзеляжем — ту самую, которую мы видим сегодня.
И вскоре произошёл первый полёт.
Диспетчер аэропорта заранее вызвал пожарных и медиков к полосе. Но Конрой поднял Гуппи, загрузив его мешками, — и, налетав 50 часов, вернулся без приключений. Самолёт летал на удивление хорошо — только максимальная скорость уменьшилась, и то незначительно.
Затем Конрой ещё дорабатывал самолёт, и его стоимость перевалила за миллион долларов. Тогда же у компании кончились деньги. У Конроя — серьёзные трудности с финансированием проекта. Что делать? Как быть?
Джон решил: надо брать кредит. На этот кредит купил топливо, заправился — и пустился в мини-турне. Посетил Лас-Вегас, где проходила конференция Ассоциации Военно-воздушных сил, затем добрался до Космического центра НАСА в Хьюстоне и, наконец, приземлился в Центре космических полётов в Хантсвилле. Там самолёт осмотрели эксперты проекта Apollo —
и, оценив достоинства и надёжность Гуппи, НАСА подписали с Конроем контракт. Первый контракт — на доставку двух ступеней.
Так родился Гуппи. Беременный Гуппи. Так его назвал Конрой. А вскоре родился и наш герой — Super Guppy.
После первой успешной доставки перед НАСА встала другая проблема: ступени новой программы — Сатурн IV-B — были крупнее: 12 метров в длину, 5 — в диаметре. Как быть?
Конрой принялся за создание нового самолёта. Супер Гуппи. Трудность одна: по техническим требованиям B-377 больше не подходил — самолёт теперь должен был поднимать вдвое больше веса и умещать вдвое больший объём. Конрой думал недолго. Решил: фюзеляж, крылья и двигатели заимствует у Boeing C95-J, кабину оставляет от B-377.
Super Guppy взлетел в начале 1966-го. И летает он до сих пор. Из всех построенных Гуппи в активной работе остался всего один — остальные разбросаны по музеям.
Этот самолёт либо восхищает, либо устрашает. А вас? Как вам кажется: чего в нём больше — уродства или красоты?