
В пропыленных красных пустошах западной Австралии грузовики-роботы день и ночь перевозят железную руду. Вгрызаются в почву, исследуют землю — и круглые сутки добывают руду, сотни тысяч тонн руды. И всё — без участия человека.
Регион Пилбара страшно богат на железную руду. Один из самых богатых: запасы оцениваются в $140 млрд. Но одновременно — один из самых опасных. Полгода здесь стоит жара под 40°C. Здесь ставятся температурные рекорды. Здесь страшно засушливо. Пыльно. И слишком мало людей: на гигантской территории живёт 40 000 человек. А из них почти 9000 добывают руду.
А руды столько, что даже при самой интенсивной добыче её хватит на 50 лет. И больше.
Но трудность в Пилбаре не только с катастрофическим климатом и изнуряющими условиями. Трудность — в специалистах. Их не хватает, не хватает катастрофически. Очень мало людей, согласных работать в постоянной жаре — в постоянном стрессе — даже за немалые деньги (так, средняя зарплата машинистов локомотивов здесь составляет $20 тыс. за двухнедельную вахту).
И компания Rio Tinto совместно с инженерами из Komatsu зашла с другой стороны — и роботизирует работу целого разреза.
Каждый карьерный робот-самосвал весит порядка 500 тонн. Движется со скоростью 50 км/ч — почти в 2 раза быстрее, чем опытные водители! Точность ориентации роботов — 1−2 см. А управляет машиной компьютер. Только компьютер. А оператор в тысяче километров от месторождения наблюдает.
Это — способные роботы: лазерные дальномеры, радары, GPS-навигация, система распознавания препятствий и телекамер… Это — роботы умные: искусственный интеллект FrontRunner самостоятельно строит карту местности и запоминает рельеф.
Наше будущее, господа! Мир движется к автоматизации и роботизации. И с каждым днём это движение — всё отчётливее.
А где, в итоге, место людей? Чем будут заниматься люди, как думаете?