
Chevrolet Vega — автомобиль, казалось бы, совершенно непримечательный. Модель скучная. Ничем не выделялась. Характеристики — средние. И мы бы прошли мимо неё. Если бы не особый, уникальный способ её доставки с завода к дилерским центрам.
Машины перевозили в железнодорожных вагонах — но схему загрузки выбрали крайне необычную. Машины помещали в вагонах вертикально, капотом вниз.
Для этого General Motors вместе с Union Pacific разработали новый тип вагона для перевозки автомобилей — Vert-A-Pack — вагон, вмещавший сразу 30 автомобилей. 30 — взамен 18, помещавшихся в стандартный автомобильный вагон.
Необычное расположение машин внутри требовало от вагонов большей высоты. А это диктовало особую логистику — и особых маршрутов. Без низких мостов, без эстакад над железнодорожным полотном.
У автомобилей было по четыре съёмные проушины, которые монтировались на шасси. Двери вагона поднималась — и проушины цеплялись за крючья на дверях — и следом машина повисала на них под собственным весом. Когда вагон был полностью загружен, а его двери закрыты, машины внутри находились бок о бок — крыша к крыше — и внутри совершенно не оставалось свободного пространства.
Зачем это было затеяно?
Само собой, экономия. 1973 — кризисный для США год. Топливо резко подорожало. Затраты на доставку стремительно выросли. И логисты стали искать решение, как сэкономить… на всём. И эти вагоны — пример такой экономии: затраты на перевозку уменьшаются почти вдвое — даже с учётом дополнительных вложений в разработку и производство вагона.
Но не только. Это ещё была попытка создать новую схему перевозок: перевозить полностью собранный, укомплектованный и заполненный всеми жидкостями автомобиль. Тот, который был бы готов к передвижению своим ходом сразу после разгрузки.
Не обошлось без изменений и в конструкции самого автомобиля. Так, внутри двигателя была сделана специальная перегородка, не позволявшая моторному маслу заливать первый цилиндр. Крышка аккумуляторной батареи была расположена на задней верхней стенке, чтобы исключить разлив кислоты. Карбюратор и бачок омывающей жидкости также имели специальную конструкцию, предотвращавшую утечки во время транспортировки. Между двигателем и коробкой вставляли специальные пластиковые прокладки — и удаляли их сразу после разгрузки.
Всего таких вагонов произвели 410. И все — под Вегу.
Когда Вегу сняли с производства, большинство вагонов переделали в открытые платформы. Некоторые используются и по сей день.
А эта история — пример системного подхода в логистике — подхода, которому многим российским логистам не помешало бы обучиться.
Но знаете, что нас больше всего в этом волнует? Обратите внимание на крайнюю слева машину (на первом фото). Чья там рука?! И почему человека загружают вместе с машиной в вагон? Как думаете?