История грузоперевозок вполне может начинаться с изобретения колеса. А дальше с тех самых пор, когда человек научился приручать животных. В любом случае, свой скарб человеку нужно было переносить с самого своего появления. К примеру, как наши предки справлялись с огромным мамонтом? Видимо, до первого колеса, мужчины взваливали части животного на крепкие первобытные плечи и тянули в пещеры.
А вот с появлением колеса и первых транспортных средств, дело пошло быстрее и энергичнее.
Тем более, этого требовала ситуация. Росли экономические связи между государствами, налаживалась торговля. В истории появление первых торговых путей, присваивают временам государства Финикии. Уже тогда были налажены морские и сухопутные пути. Прогрессивная Римская империя также активно развивала транспортные маршруты.
А великий Шелковый путь! Эта невероятная по своим масштабам транспортная система существовала с 138 года до XIV века. Дороги из Китая в страны Ближнего Востока и Европы перед началом большой торговли опробовал на себе лично князь Чжан-Цзяня.
Многочисленные караваны шли через всю Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье. А, к примеру, в древней Руси, грузы перевозили на телегах и ладьях. Ладьи не отличались хорошей проходимостью, и их приходилось переносить с реки на реку. То есть, волочить. Отсюда, кстати, и берут свои названия Верхний и Нижний Волочек. Зимой ладьи заменяли санями.
До появления серьезного транспорта, первыми помощниками человека были лошади, верблюды, олени и собаки. Но «менять коней на переправе» люди догадались не сразу. Только в XVI веке. Это время первых дилижансов – многоместных карет.
В таких каретах перевозили людей и грузы, а работали они по принципу эстафеты – уставших коней заменяли на бодрых и двигались дальше. Специально для этого были построены многочисленные почтовые отделения, которые назывались «ямами». Отсюда как раз и взяла начало «ямская гоньба» - одна из первых международных служб, которая просуществовала с XIII по XIX века. Перевозили так, в основном, важную корреспонденцию.
Активное развитие грузоперевозок началось в XIX века, когда появились железные дороги с конной тягой. На таких перевозках уже можно было перевозить серьезные грузы. Так, между большими городами были налажены пути, по которым начинали ходить первые большие грузы.
На смену лошадям пришли паровые двигатели, и грузы начали свои путешествия по длинным дорогам. Первые грузовые поезда хоть и могли увезти большое количество грузов, но делали это очень медленно – до 30 км в час. Но поезда совершенствовались, а мир покрывался паутиной железных дорог.
С появлением автомобиля началась еще одна эпоха грузоперевозок. В том, не очень быстром мире, автомобиль стал настоящим прорывом. И для того, чтобы история грузоперевозок достигла своего апогея, не хватало еще одного штриха. Этим штрихом стало появление гражданской авиации.
Уникальной грузоперевозкой в России считается транспортировка 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Это было в 1985 году на самолете «Руслан». Машину тогда перевозили в два рейса.
В современном мире нет проблемы перевозки грузов. Ежедневный трафик себе даже представить сложно. А человечество упорно занято развитием технологий. История грузоперевозок еще не закончена. Осталось только дождаться нового открытия, такого же масштабного, как когда-то это был самолет.