.png)
Стояла церковь. Никому не мешала. Стояла спокойно 750 лет, двигаться никуда не собиралась. До тех пор, пока под ней не обнаружили залежи бурого угля — а в наш век без него никуда. И перед логистами встала задача: перевезти.
Снести нельзя — это самая древняя из всех саксонских церквей юго-востока Германии. Негабаритна: масса — 833 тонны, длина — 14,5 метров, высота — 19,6, ширина — около 10. Поехали?
Жители не противились. Поставили одно условие: перевезти церковь вместе с ними. Так, с кирхой переехало 59 жителей деревни.
Операция началась.
Первым делом из церкви вынесли всё ценное. Зацементировали трещины, скрепили стены и крышу в стальной корсет для устойчивости, подкопали… и начали поднимать на гидравлических домкратах. Никаких рельс — только домкраты и модуль.
Едва она приподнялся на 1,2 метра, под неё подогнали два 20-осных модуля, скреплённых в длину. Грузоподъёмность — порядка 40 тонн.
12 километров прошли за 6 дней. Почему так медленно? Всё просто: нужно было не допустить наклона церкви. Возможный наклон — всего 2°. Скорость перевозки не превышало 2 км/ч…
Перед этим дорожную сеть полностью переделали. Хоть маршрут и рассчитывали наименее энергозатратный — препятствий на пути было много.
Пришлось демонтировать высоковольтную линию и два железнодорожных переезда. Ещё два переезда пришлось объезжать. Объезжали через временную плотину — тоже с хитростью: её проектировали так, чтобы не расшатать церковь.
В конце кирку встретили узкие, мощёные брусчаткой улочки древнего города. Начинался самый сложный участок пути: проехать по улочками. Расстояние между церковью и домами уменьшалось порой до 1-2 сантиметров…
Но немецкие логисты и инженеры не зря свой хлеб кушают: церковь добралась до новой деревни, целая, невредимая, сонная. Кажется, кирха даже не почувствовала, что только что побывала в долгом и нелёгком путешествии…
А как думаете, во сколько немцам обошлась эта перевозка?