
На Земле — тысячи заводов. И все, как один, скучны, безынтересны и не примечательны. За редкими исключениями. Таким был завод Lingotto фирмы Фиат — настоящий инженерный прорыв двадцатого века. Прорыв в сфере промышленной архитектуры.
Проходя мимо, вы ничего не поймёте. Не заметите ничего необычного: пятиэтажная заводская громада — но и только. Зайдёте вовнутрь — может быть, удивитесь: он похож на извилистый паркинг. Но самое интересное прячется на крыше. Испытательный гоночный трек.
Детали доставлялись на первый этаж, а оттуда двигались по огромной вытянутой спирали конвейера выше и выше — этаж за этажом — пять этажей беспрерывной производственной линии! Двигались дальше — и к крыше добирались уже готовые автомобили. И там же проходили их испытания.
Строить завод начали в 1916. Открыли в 1923. Это был крупнейший автозавод в мире. А вскоре он стал настоящим символом итальянской промышленности. Вершина авангарда для своего времени: говорили, что это — самое впечатляющее достижение промышленности. Такой архитектуре прочили будущее: города, уверяли эксперты и пророки, будут строиться и планироваться именно так. Этот завод, утверждали они, — первая ласточка. Это — наглядное руководство для планирования городов.
Как бы не так. Завод прожил совсем человеческую жизнь: перенёс испытания, перенёс войну, сильно пострадал от бомбёжек, долго болел — но потом возродился и проработал до 1982 года. В возрасте 66 лет он скончался. Вернее — попросту устарел — и его решили закрыть.
Но потомство оставил богатое: на нём было разработано и выпущено более 80 моделей машины. И сам возродился — но в новом свете: здание реконструировали, и сегодня там — многофункциональный торгово-развлекательный центр. 8 галерей (художественная галерея, киноконцертный зал, отель, торговый центр и многозальный кинотеатр) — и трек на крыше, который помнит ещё покрышки молодых, только родившихся фиатов.
Но даже сейчас — даже на фотографиях — он впечатляет. Остроумное решение, правда?
P.S. А так он выглядит сегодня.