
Куда попадают корабли после смерти? Те, которые отслужили своё? Корабли, которые дешевле и проще утилизировать, а не ремонтировать?
Они попадают на кладбище, где вскоре от них остаётся только скелет — голый металлический остов.
90% кораблей умирают у берегов Индии, Пакистана, Индонезии, Бангладеша — там, где много дешёвой рабочей силы. Суда выстраивают вдоль берега, а затем разбивают на части молотками и паяльными лампами. Разбивают до тех пор, пока хоть что-то можно продать или переработать.
Самое известное кладбище кораблей — вблизи пакистанского пляжа Гаддани. Это один из трёх крупнейших центров утилизации в мире: берег в десять километров, сотни мёртвых кораблей и 15 тысяч рабочих, которые приходят сюда ежедневно. За 12-14 часов работы они получают до $4 — большие деньги для местных.
Весь труд ручной: рабочие всё делают сами. Сами удаляют обшивку. Сами отрезают от корабля куски металла — с помощью паяльной лампы. Сами разрезают корпус. Разбором кораблей занимаются не только мужчины — но и женщины. Не только молодые — но и зрелые. Даже старики.
Здесь гибнут люди. Десятки смертей ежегодно. Огромные стальные пластины падают на людей; провода под напряжением обрываются; испаряются химикаты; разливается нефть. Рабочим должны предоставлять защитное снаряжение — шлемы, перчатки, костюмы — но этого никто не делает. Никто и не занимается захоронением токсичных материалов.
Рабочие изобретательны: для высоких кораблей они строят самодельные канатные дороги, которые помогают им забираться наверх судна; части корабля они спускают на ржавых самодельных вагонетках. На корабли пониже они взбираются по якорной цепи.
Несколько месяцев работы — и от корабля остаётся скелет. Как на фото.
Наверху, на первом снимке — работы по удалению обшивки корабля; чтобы оценить масштабы — присмотритесь к верхней части судна, там, где стоят люди.
И вопрос. Как думаете, сколько тонн металла добывают на одном кладбище ежегодно?